На фестивале "Литература в кино" игровые фильмы лишили главного приза

В Гатчине завершился XXII Российский кинофестиваль «Литература и кино». В год, провозглашенный Годом российского кино, игровым картинам было отказано в праве на главный приз. Такого в истории гатчинского фестиваля за двадцать с лишним лет еще не было. Но так решило жюри под руководством кинорежиссера Сергея Урсуляка – автора таких картин как «Ликвидация», «Жизнь и судьба», «Тихий Дон», «Летние люди» и «Долгое прощание».

Перед церемонией закрытия директор кинофестиваля Анна Моденова привела цифры: за семь дней состоялось более 50 показов, 35 творческих встреч с писателями, актерами и режиссерами, а посетили эти мероприятия более 13 тысяч зрителей.

Жюри было нелегко: пришлось посмотреть 24 игровые и неигровые картины. После чего сложилось единогласное мнение: фестиваль стал зеркальным отражением того, что происходит в российском кинематографе. Было отмечено падение общего уровня игровых картин и появление ярких работ в документалистике, которую почти не видят зрители.

Обычно Гран-при «Гранатовый браслет» получала игровая картина, но теперь главная награда досталась документальной ленте «Наум Коржавин. Время дано…», посвященной 90-летию героя фильма. Недавно ему присуждена премия «Поэт года», и остается только гадать, приедет ли живущий в США Коржавин за ней в Россию. Павел Мирзоев уже показывал на Гатчинском кинофестивале картину о Коржавине – «Эмка Мандель с Колборн Роуд, 28». Его новый фильм начинается с того, как Коржавин впервые вернулся в Россию после того, как вынужден был покинуть СССР. В 90-е он приезжал каждый год, но потом все реже - здоровье подводило. Он настолько неординарный и колоритный человек, обладающий еще и удивительной киногенией, что достаточно одного его присутствия в кадре, и ты уже не можешь оторваться от происходящего на экране. Коржавин родился в Киеве и теперь говорит: «Я родился от киевского ветра». Он видел на улицах родного города умирающих от голода людей, а в 1944-м приехал в Москву. Вспоминает, как не понимал Пастернака, а потом он из него «попер». Наум Коржавин говорит о впечатлениях жизни, ее мгновениях – и это настолько самоценно, а Павел Мирзоев умеет их с точностью передать.

Приз за режиссуру присужден Ирине Евтеевой за анимационно-игровую картину «Арвентур» с формулировкой «за умение сделать иллюзию фактом искусства сегодняшнего дня». Поставлена она по мотивам рассказа Александра Грина и даосской притче, сделано в фирменной технике Ирины Евтеевой: сначала снимаются актеры, а потом года три режиссер их в одиночку разрисовывает. Приз жюри имени композитора Андрея Петрова заочно получил швейцарский композитор Николя Рабеюс за лучшую музыку к фильму «Синдром Петрушки» живущей с детских лет в Швейцарии Елены Хазановой. Поставлена картина по книге Дины Рубиной. А музыку отметили за совпадение с настроением мира этого автора. «За счастливое слияние живописности и точности камеры» присужден приз имени Андрея Москвина за лучшую операторскую работу литовскому оператору Римвидасу Лейпусу, снявшему фильм «Песнь песней» Евы Нейман, живущей в Германии. Картина с участием российских актеров снята на русском языке по произведениям Шолом-Алейхема, а произведена Украиной.

Дебютный фильм Виктора Демента «Находка» по прозе Владимира Тендрякова отмечен за актерские работы. Награды получили Алексей Гуськов и Анастасия Шевелева. С этой ролью Алексей уже номинировался на престижный азиатский «Оскар, вручавшийся в Австралии. Он - наш Леонардо Ди Каприо, тот же «выживший», но в других обстоятельствах не компьютерной, а настоящей тайги, снятой, правда, не в Сибири, а в Финляндии. И это тоже нетривиальный ход со стороны жюри – наградить именно этих актеров. «Находка» награждена «за талантливое воплощение трагических ситуаций жизни и воспоминание о великой советской литературе» главным призом читательского жюри, состоящего из библиотекарей Гатчины. А руководит ими на фестивале писатель Сергей Есин.

Поскольку приз за лучший игровой фильм жюри решило не присуждать, то богато были отмечены неигровые фильмы. При этом в состав жюри входила только одна представительница документального цеха – оператор и режиссер Ирина Уральская. Призы за лучший неигровой фильм получили «Маленький принц» Ольги Привольновой (его отметила традиционным «Слоном» еще и Гильдия киноведов и кинокритиков РФ) и «Читай, читай» Евгения Коряковского – за оригинальность идеи и изысканность формы. Раньше таких фильмов на фестивале не было. Это вообще новая реальность современного кино. Ученица Марины Разбежкиной Ольга Привольнова рассказала о том, как одна семья в течение двух лет экранизировала произведение Экзюпери - «странная семья» как говорит героиня фильма, где папа сам по себе: ему негде жить, но пока он живет с детьми и их матерью, которые мечтают накопить денег на жилье для него. Жизнь такая, какая есть. Ничего придуманного и надуманного. Это не череда документов и «говорящих голов» на экране, рассказывающих о том, где родился, жил и умер какой-нибудь известный писатель. Фильм Евгения Коряковского тоже необычный. Представители новой драмы записывают на свой лад услышанные от разных людей истории, а потом их герои принимают или нет то, что из этого получилось.

За выбор героя и героини, отражающих эпоху, дипломы жюри достались опять-таки неигровым фильмам «Ройзман. Невыдуманное» Дарьи Иванковой о мэре Екатеринбурга, который был поэтом в прежней жизни и продолжает им оставаться в новых обстоятельствах жизни, и «Долгое время» Дмитрия Иосифова. Ребенком Дмитрий сыграл Буратино в фильмах Леонида Нечаева. Потом не так часто появлялся в кино, а недавно снял сериал «Уходящая натура», который все сравнивали с «Оттепелью». На фестивале показали его большую документальную ленту (ее хронометраж – 1 час 47 минут) про дочь Павла Бажова и жену Тимура Гайдара. На экране почти полтора часа мы видим только эту удивительную женщину, но оторваться от нее невозможно – такая она самобытная, такую удивительную жизнь прожила.

Приз зрительский симпатий им. Клары Лучко получил игровой фильм «Память осени» Андрея Соколова, который лично получал награду.

Светлана Хохрякова

Статья на сайте МК

Поделиться:
.